Hello and welcome to beautiful Европейская история.

управления школами

В основу управления школами должны лечь принципы полной демократизации, децентрализации и национализации школы. Учительству, как главному фактору народного образования, должно быть отведено подобающее место в деле управления школами, а принцип общественности сохраняется путем сотрудничества учительства с органами общественного самоуправления, с родительскими организациями и с национальными органами, выбранными на основании четырехчленной формулы… Каждой народности, населяющей Кишинев, должна быть обеспечена возможность преподавания на ее материнском языке.

Преподавание общегосударственного языка, то есть русского, обязательно начинается со второго года обучения в низших начальных школах. Молдавский язык вводится в высших начальных и средних школах, обучение бесплатное и факультативное. Выразителем мнения по школьным вопросам данной национальности является сама национальность. Национальное большинство не имеет права вмешиваться в дела меньшинства и наоборот.

Выразителем воли национальности по организации национальных общин на демократических началах являются комиссии, образованные при городском самоуправлении из числа всех гласных данной национальности, а равно из числа преподавателей национальных секций союза учителей и делегатов от родительских комитетов. Все средства, которые ассигнуются на народное образование по городской смете, должны распределяться на надобности национальных школ пропорционально численности населения. Деньги, ассигнованные и не использованные какой-нибудь национальностью, отчисляются в национальный фонд данной национальности».

Сами учителя находились в тяжелейшем материальном положении. Ставка учителя в 1917 г. официально составляла 47 рублей, но в связи с инфляцией и ростом цен на продовольственные и промышленные товары выдавалась добавка в размере 20 рублей. В особо жалком состоянии пребывали сельские учителя. «Учительское жалование до крайности мизерное, да и то получается не исправно и с большими перерывами. Учителя бегут из деревни при первой возможности», — писала «Свободная Бессарабия». В с. Гратиешты Сирецкой волости, в 7-ми верстах от Кишинева, еще в декабре не было учителя, и более состоятельные крестьяне, не останавливаясь перед большими расходами, посылали своих детей учиться в город.

Posted on 19 июля '13 by , under Европа.